Родители и дети
Родители и дети

Воспитание внимания

Внимание человека выражает его направленность на что-то. Оно является необходимым условием избирательного отражения человеком какого-то одного объекта из массы объектов, действующих на нервную систему человека в каждый отдельный момент. Возникая на основе безусловного (ориентировочного) рефлекса, внимание ребёнка уже на втором году жизни приобретает условно-рефлекторный характер. В длительности сосредоточения (устойчивости) внимания все большую роль начинает играть направленность личности, её интересы, мышление и речь. Поскольку физиологической основой внимания является возникающий в коре мозга очаг оптимального возбуждения (доминанта), образование которого возможно при условии торможения всех остальных участков коры, маленькие дети оказываются неспособными к длительной сосредоточенности, устойчивости и распределению внимания.

Внимание малышей привлекается ярким, сильным раздражителем. Это непроизвольное внимание. Формирующееся у дошкольника познавательное отношение к окружающему перестраивает и внимание ребёнка. Оно становится непроизвольным (вторичным), т. е. опирается на интерес. После того как ребёнок учится говорить и подчиняться правилам, считаться с требованиями взрослых, у него формируется произвольное (волевое) внимание и вместе с тем возрастают возможности распределения и переключения внимания, т. е. управления им.

Внимание можно и нужно воспитывать. Возникая в активной деятельности ребёнка, внимание не только вызывается, но и поддерживается рационально организованной деятельностью детей, и, прежде всего, их активным умственным трудом. В дошкольном возрасте складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов.



Детский рисунок - Абстракция
Детский рисунок. Устинова Дарья. «Абстракция»



В процессе коррекционной работы используются методы игровой терапии, методы вербального воздействия (включающие диалог с ребёнком, если этот диалог адекватен возрасту), рисуночные проективные методики, а также при необходимости фрагментарное участие родителей в занятиях с ребёнком. Для воспитателя дошкольного образовательного учреждения необходимо систематически использовать на занятиях игровые задания, способствующие развитию у дошкольников познавательного интереса и самостоятельности.

Коррекционная и развивающая работа должна вестись по двум направлениям:

- использование специальных игровых упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объём, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение;

- использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения – дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". В связи с этим главная задача таких игровых занятий: попытка научить воспринимать содержание с учётом элементов на фоне смысла целого.

Преимущество трактовки внимания как отдельной формы психической деятельности в том, что она открывает возможность экспериментального исследования и проверки, возможность планомерного формирования внимания. Зная его содержание, как деятельности и пути формирования последней, как умственной деятельности, целесообразно обучать вниманию подобно всякой другой психической деятельности. А именно: чтобы сформировать новый приём произвольного внимания, необходимо наряду с основной деятельностью дать задание проверить (или проверять) её и указать для этого критерий и приёмы, общий путь и последовательность.

Непроизвольное внимание ребёнка воспитывается путём выполнения основной деятельности определённым способом: тщательно прослеживая её отдельные звенья, сравнивая и различая их, их связи отношения. Тогда вместе с основной деятельностью происходит и формирование непроизвольного внимания.

С точки зрения понимания внимания как деятельности психического контроля все конкретные акты внимания – и произвольного и непроизвольного являются результатом формирования новых умственных действий. И произвольное, и непроизвольное внимание должно быть создано, воспитано заново; у человека – всегда по общественно данным образцам. При планомерном воспитании внимания такие образцы должны заранее отбираться как самые успешные и перспективные для каждой сферы деятельности, на каждом уровне развития. И можно надеяться, что поскольку в общем известны содержание деятельности внимания и порядок воспитания полноценных умственных действий, задача планомерного формирования всё новых и новых актов внимания уже не составит принципиальной трудности.

 






Сон беременных Обычно во время беременности реже требуется смена положения во время сна. Но зачастую появляются и проблемы...




© Family-tale.ru, 2010-2015. Сайт о родителях и детях.
Беременность и первый год малыша, здоровье матери и ребенка, проблемы воспитания и образования детей, детская безопасность, семейные истории, обмен опытом