Родители и дети
Родители и дети

Умение управлять вниманием

В дошкольном возрасте наблюдается развитие как непроизвольного, так и произвольного внимания. Непроизвольное – от ориентировочной реакции на сильные раздражители к сосредоточенности на необычном, непохожем, значимом (в зависимости от субъективного опыта) и произвольное – от регулирования действий со стороны взрослого к саморегуляции и самоконтролю в соответствии с целью и принятыми способами действия. Оба направления только определились в дошкольном возрасте, но в перспективе именно они приведут к развитию внимания школьника. Высокого развития достигает непроизвольное внимание в дошкольном возрасте. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности заставляют ребёнка сосредоточиваться на таких сторонах действительности, которые раньше оставались незамеченными.

У дошкольника возрастает устойчивость внимания, способность длительно заниматься определённым делом или определённым предметом. Дошкольники могут часами играть в какую-нибудь интересную игру, рисовать или конструировать. Дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребёнка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребёнку возможность выполнять под руководством воспитателя определённую работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива.

Учебная деятельность требует от ребёнка определенных волевых усилий, а также постановки цели: выучить, написать, сделать, слушать, и он заставляет себя выполнять требуемое. На этой основе происходит постепенный переход от преобладающего на начальных этапах обучения непроизвольного и неустойчивого внимания к укреплению и развитию произвольного, сосредоточенного и устойчивого внимания. Умение управлять своим вниманием нарастает с каждым годом.

Под руководством взрослого весь дошкольный период ребёнок учится пользоваться выработанными человечеством культурными средствами, управляющими вниманием: знаковыми и организующими. Этими средствами ребёнок сначала пользуется во внешнем плане, а затем они усваиваются и превращаются в психический механизм, управляющий вниманием ребёнка изнутри. Организующие средства формируются в процессе освоения различных видов деятельности, они способствуют развитию к концу дошкольного возраста элементов произвольного внимания, которое становится ведущим в младшем школьном возрасте под влиянием учебной деятельности.

Во-первых, дети становятся все более способными контролировать свое внимание — «решать», за каким объектом они будут следить, а за каким – нет.

Во-вторых, внимание детей становится более адаптивным; например, они могут, если того требует ситуация, держать в поле зрения несколько объектов или сосредоточиться на одном.

В-третьих, дети приобретают способность к антиципации (предвосхищению). Вместо того чтобы просто выбирать из доступного, они осуществляют направленный поиск того, что хотят увидеть или услышать.

В-четвертых, улучшается способность детей распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Например, ребёнок может следить за ходом бейсбольного матча по телевизору, время от времени отвлекаясь от игры.



Читайте далее: Воспитательная работа для развития внимания




Занятие по лепкеОдна из важнейших сторон развития ребенка - развитие творческого мышления, часто обозначаемое как креативность (от английского creative)...




© Family-tale.ru, 2010-2015. Сайт о родителях и детях.
Беременность и первый год малыша, здоровье матери и ребенка, проблемы воспитания и образования детей, детская безопасность, семейные истории, обмен опытом