Родители и дети
Родители и дети

Формы и модели внимания

Так как внимание выступает стороной познавательных процессов как деятельности, направленной на объект, то, в зависимости от содержания этой деятельности, выделяют:

- внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) – обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира;

- внутреннее внимание (интеллектуальное) – обращено на объекты субъективного мира человека. Необходимое условие самопознания и самовоспитания;

- моторное (двигательное) внимание;

В современной психологии выделяют следующие модели внимания:

- модель простой последовательной обработки;

- модель последовательного выбора (селекции) (Selective Serial Models);

- простая параллельная модель, то есть предметы отражаются в отдельных областях центральной ямки желтого пятна сетчатой оболочки глаза одновременно и независимо друг от друга на различных этапах внимания, включая процесс распознавания;

- параллельная модель с ограниченной пропускной способностью (Limited-Capacity Parallel Model), то есть время, затрачиваемое на обработку предмета, находится в обратной зависимости от пропускной способности каналов обработки выделенных для этого предмета;

- соревновательная модель выбора;

- коннектионистская модель.



Детский рисунок - Автобус
Детский рисунок. Устинова Дарья. «Автобус»



Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании – в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым. Итак, хотя внимание не имеет своего особого содержания, проявляясь в других процессах, однако и в нём выявляется специфическим образом взаимосвязь деятельности и образа. Изменение внимания выражается в изменении ясности и отчётливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность.

В развитии внимания у ребёнка существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребёнка: внимание, опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объём внимания ребёнка. Развитие объёма внимания находится в теснейшей связи с общим умственным развитием ребёнка.

 



Читайте далее: Психоэмоциональное развитие детей дошкольного возраста




Занятие по лепкеОдна из важнейших сторон развития ребенка - развитие творческого мышления, часто обозначаемое как креативность (от английского creative)...




© Family-tale.ru, 2010-2015. Сайт о родителях и детях.
Беременность и первый год малыша, здоровье матери и ребенка, проблемы воспитания и образования детей, детская безопасность, семейные истории, обмен опытом