Родители и дети
Родители и дети

Психоэмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Ребёнок, разумеется, не становится дошкольником в определённый день, скажем в день рождения. Все изменения у детей, и в том числе взросление, происходят постепенно – никто не меняется прямо на глазах. По сравнению с младенцем у дошкольника уже имеется большой опыт, у него немало достижений. Изменения произошли громадные, потому что он вдруг стал более покладистым, приятным в обращении. Ребёнок сегодня применяет знания и навыки, полученные вчера, и думает о том, что будет делать завтра. Он умеет выбирать и решать, что ему больше всего хочется. Дошкольник воспринимает себя как личность, наступает пора, когда он хочет заслужить одобрение, готов постараться.

Социальная ситуация совместной деятельности ребёнка со взрослым распадается. Отделение от взрослого создаёт новую социальную ситуацию, в которой ребёнок стремится к самостоятельности. Тенденция естественна и постоянна. Так как ребёнок уже открыл, что существуют взрослые, то перед ним возникает сложный мир взрослых людей. До этого времени ребёнок привык жить вместе со взрослыми. Эта тенденция сохраняется, но должна быть другая совместная жизнь – жизнь ребёнка в жизни взрослых. Но ребёнок ещё не может принять участие в той жизни, которую ведут взрослые, и тенденция превращается в идеальную форму совместной со взрослыми жизни. Такой формой идеальной совместной жизни со взрослыми становится для ребёнка игра.

Единица игры включает следующие компоненты:

- роль взрослого человека, которую ребёнок берет на себя;

- мнимая ситуация, создаваемая для воплощения ребёнком своей роли в жизнь; содержание этой ситуации составляет замещение предметов (игрушки);

- игровые действия; так как ребёнок имеет дело не с теми предметами, которые использует взрослый, то с ними нельзя работать так, как работает взрослый.

Таким образом, игра сенситивна к сфере человеческих отношений и общественных функций. В игре воссоздается общий смысл человеческого труда, норм и способов взаимоотношения людей. В ней в идеальной форме воспроизводится смысл человеческой деятельности и система тех отношений, в которые вступают взрослые люди в их реальной жизни. Игра имеет громадное значение для развития личности ребёнка.

Кроме игры в дошкольном возрасте есть, конечно, и другие виды деятельности, например, её продуктивные виды (рисование, лепка и т.д.). Характерная их черта состоит в том, что они имеют замысел, который реализуется в известных условиях при использовании известных материалов и с помощью известных орудий. По своей психологической структуре эти виды деятельности сходны с серьёзной продуктивной деятельностью. Некоторые психологи их называют творческими.

Мышление детей в этот период находится на уровне конкретных операций, т.е. оно – наглядно-образное. Феномен центрации – основная особенность, которая обуславливает остальные его характеристики: отсутствие понимания противоречий, отсутствие дискурсивности. С этим связана эгоцентрическая логика ребёнка.

Нервно-психическое развитие достигает значительного уровня. Интеллектуальное поведение ребёнка значительно совершенствуется. Словарный запас постепенно увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре дети пользуются сложными фразами и предложениями; любят слушать чтение взрослых, легко запоминают стихи, могут составить небольшой рассказ о прогулке; уверенно начинают держать карандаш в руках, рисуют различные предметы, животных. Уже достаточно определённо ребёнок выражает различные эмоции – радость, огорчение, жалость, страх, смущение. В этом возрасте определяются и развиваются черты характера, формируются моральные понятия, представления об обязанностях. Дети повторяют многие действия взрослых, поэтому взрослые должны сами строго выполнять все требования, предъявляемые ими к ребенку.

 



Читайте далее: Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста




Занятие по лепкеОдна из важнейших сторон развития ребенка - развитие творческого мышления, часто обозначаемое как креативность (от английского creative)...




© Family-tale.ru, 2010-2015. Сайт о родителях и детях.
Беременность и первый год малыша, здоровье матери и ребенка, проблемы воспитания и образования детей, детская безопасность, семейные истории, обмен опытом