Родители и дети
Родители и дети

Развитие и коррекция внимания у детей дошкольного возраста

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребёнка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребёнка. Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а, следовательно, и внимание претерпевает изменения. Одни и те же внешние раздражители совершенно по-разному воспринимаются человеком в зависимости от возраста и вызывают у него различные реакции. С точки зрения отечественной науки внимание у человека развивалось в процессе сознательной и трудовой деятельности, особенно такой, какая требовала волевых усилий.

Дошкольное детство – чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребёнка данного возраста. Дошкольное детство обладает самостоятельной ценностью вне зависимости от предстоящего ребёнку школьного обучения. Развитие психологии современного человека закладывается в раннем возрасте и предопределяется педагогическими характеристиками воздействия на него общества, воздействия на него окружающих людей и, прежде всего самых близких для ребёнка людей, его семьи. В воспитании и развитии дошкольника важны все факторы воздействия на ребёнка – как семейное воспитание, так и воспитание в условиях дошкольного учреждения.

Однако психологическое влияние на развитие личности не заканчивается воздействием на построение внутренней личностной структуры. Все действия (бездействия) человека напрямую зависят от его психических характеристик, от состояния психики личности на данный момент. Особенно указанное воздействие важно в младшем возрасте, когда психика ребёнка находится в состоянии интенсивного развития, и то или иное воздействие на этот процесс может оказать значительное влияние на восприятие ребёнком мира, на его участие в совместной, коллективной деятельности.

В современных условиях жизни, диктующих высокий уровень урбанизации, подчас, плохую экологическую обстановку (что особенно актуально для нашего мегаполиса) выделяется множество факторов отрицательного воздействия на здоровье ребёнка, здоровье дошкольника.

Общество декларирует свои условия социального поведения, выработанные в ходе общественной эволюции. И здесь важно таким образом ориентировать воспитание и развитие дошкольника, чтобы его поведение, как взаимодействие с окружающей средой (обществом), включающее ориентацию по отношению к этой среде, а также развитие личностных характеристик, в том числе и физических возможностей организма, соответствовали выработанным нормам и принципам, требованиям условий социализации.

Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались и занимаются известные зарубежные психологи и педагоги: Э. Титченер, Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо. Среди отечественных ученых, занимавшихся изучением внимания, были С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Г.А. Урунтаева, Н.Н. Ланге, Ю.В. Гиппенрейтер и многие другие.

Внимание – важная сторона познавательной деятельности. Воспитателю детского сада необходимо знать особенности его формирования. Изучение психолого-педагогической литературы позволило выявить противоречие между необходимостью развития внимания у детей дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточной разработкой психологических средств его коррекции. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая состоит в изучении особенностей проявления внимания у детей дошкольного возраста, а также средств коррекции и развития.

Внимание - категория педагогической психологииВнимание - категория педагогической психологии  
Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит нам «настроить» на него свои органы чувств. Физиологической основой понятия стали эксперименты с рассечёнными полушариями головного мозга, которые показали, что процессы внимания тесно связаны с работой мозолистого тела. При этом левое полушарие обеспечивает селективное внимание, а правое – поддержку общего уровня настороженности.

Свойства вниманияСвойства внимания  
К свойствам внимания относят объём, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, переключаемость и др.

Виды внимания  
Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание – непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя. Синонимами термина произвольное внимание являются слова активное и волевое. Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточенности внимания на объекте.

Формы и модели вниманияФормы и модели внимания  
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Психоэмоциональное развитие детей дошкольного возраста  
Ребёнок, разумеется, не становится дошкольником в определённый день, скажем в день рождения. Все изменения у детей, и в том числе взросление, происходят постепенно – никто не меняется прямо на глазах. По сравнению с младенцем у дошкольника уже имеется большой опыт, у него немало достижений. Изменения произошли громадные, потому что он вдруг стал более покладистым, приятным в обращении.

Особенности развития внимания у детей дошкольного возрастаОсобенности развития внимания у детей дошкольного возраста  
На протяжении дошкольного возраста развиваются свойства внимания и его произвольность. Ребёнок научается управлять собой и сознательно направлять свое внимание на определённый предмет. При этом он использует для организации внимания внешние средства, прежде всего слово и указательный жест взрослого, т.е. внимание становится опосредованным.

Нарушения внимания  
Отклонения внимания от нормы проявляются в следующих чертах: распылённости, рассеянности, неустойчивости, узости внимания, – это показатели недостаточного развития таких свойств внимания, как концентрация, переключение, устойчивость, распределяемость и объём. Наиболее важными чертами отклонения внимания являются показатели уровня развития внимания, которое проявляется в особенностях непроизвольного и произвольного внимания.

Умение управлять вниманием  
У дошкольника возрастает устойчивость внимания, способность длительно заниматься определённым делом или определённым предметом. Дошкольники могут часами играть в какую-нибудь интересную игру, рисовать или конструировать. Дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребёнка.

Воспитательная работа для развития вниманияВоспитательная работа для развития внимания  
Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребёнок направляет свои действия под влиянием взрослого. Выполняя требования взрослого, ребёнок должен управлять своим вниманием. Присутствие взрослого, совместные действия с ним могут поддержать внимание малыша на предмете, к которому он потерял интерес.

Развитие непроизвольного внимания  
Физиологической основой непроизвольного внимания является ориентировочный рефлекс. Данная форма внимания преобладает у дошкольников и встречается у младших школьников в начале обучения. Реакция на все новое и яркое достаточно сильна в данном возрасте. Ребёнок ещё не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений.

Развитие произвольного вниманияРазвитие произвольного внимания  
Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребёнка. Это значит, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребёнка в новые виды деятельности и при помощи определённых средств направляют и организуют его внимание.

Роль игровой деятельности в развитии внимания детейРоль игровой деятельности в развитии внимания детей  
Игровая деятельность – ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте. Игра – особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Средства коррекции внимания у детей дошкольного возраста  
Развитие детского внимания начинается с образования простейших условных рефлексов на основе нервных связей между доминантами, то есть очагами возбуждения, которые возникают одновременно в разных участках коры головного мозга. Этот первый органический процесс сохраняется в течение всей жизни, но отступает на задний план по мере развития ребёнка. Постепенно центральное место начинает занимать другой процесс, процесс культурного развития внимания.

Игра развивает ребенкаИгра развивает ребенка  
Внимание ребёнка формируется в практической деятельности. Игра и есть та деятельность, которая обеспечивает всестороннее развитие ребёнка. Игровая ситуация является одним из могучих средств обучения и воспитания, в которой ребёнок осваивает эмоционально, а затем интеллектуально всю систему человеческих отношений.

Воспитание вниманияВоспитание внимания  
Внимание человека выражает его направленность на что-то. Оно является необходимым условием избирательного отражения человеком какого-то одного объекта из массы объектов, действующих на нервную систему человека в каждый отдельный момент.






Питание кормящей матери В период беременности нужно потреблять на 300-500 ккал в день больше, чем обычно. Точно также и во время грудного вскармливания...




© Family-tale.ru, 2010-2015. Сайт о родителях и детях.
Беременность и первый год малыша, здоровье матери и ребенка, проблемы воспитания и образования детей, детская безопасность, семейные истории, обмен опытом