Учимся управлять эмоциями
"Успокойся немедленно". "Прекрати орать". "Хватит плакать". Пожалуй, каждый родитель хотя бы раз в жизни пытался угомонить разбушевавшееся чадо такими вот грозными окриками. Правда, наши призывы редко приводят к желаемому результату. И вовсе не из-за детского непослушания. а потому, что маленький ребенок просто не имеет понятия о том, что именно от него требуется. Управлять эмоциями - наука, которую ему еще только предстоит освоить.
Конечно, бурные проявлений детских эмоций не могут, да и не должны оставлять взрослых равнодушными. Однако дети эмоционально зависят от родителей, и если вы сами возбуждены, раздражены или напуганы поведением малыша, будет сложно добиться того, чтобы и он успокоился. Иногда, чтобы помочь ребенку справляться со своими эмоциями, родителям прежде всего научиться самим хранить хоти бы видимость спокойствия даже в самых трудных ситуациях.
Подавлять эмоции или контролировать? Почему-то в сознании большинства из нас контроль над эмоциями ассоциируется в первую очередь с их подавлением. Но ни один человек, тем более маленький, не может запретить себе чувствовать то, что он чувствует. Подавленный гнев, страх, ревность вытесняются из сферы сознательного в подсознание и, уйдя в "слепую зону" нашего "я". деформируют психику, оборачиваясь неврозами, ночными кошмарами, психосоматическими заболеваниями. Поэтому задача родителей - научить малыша не сдерживать свои эмоции, а контролировать их, то есть проявлять так чтобы не причинить вреда ни себе, ни окружающим.
Что я чувствую? Чтобы справиться со своими эмоциями, необходимо понимать, что именно ты чувствуешь. Но маленькие дети еще не способны к рефлексии. Чувства захлестывают их мгновенно, и они полностью отдаются их течению. Кроме того, малыш может просто не знать, как называется го, что он испытывает. Чтобы научить кроху справляться с собой, старайтесь каждый раз проговаривать причину вспышки: "Ты сердишься, потому что не можешь слепить куличик", "Ты плачешь, потому что не хочешь, чтобы я уходила", "Ты разозлился, потому что хочешь такую же машинку, как у Гоши".
Обратите внимание: когда ребенок захлебывается рыданиями или сходится в крике, абсолютно бессмысленно вести с ним сложные разговоры. Постарайтесь четко и лаконично, буквально в двух-трех словах сформулировать суть конфликта. Говорите тихо, нарочито медленно, не употребляя малопонятных слов. Обязательно предложите какие-то варианты решения проблемы: "Ты кричишь, потому что боишься зубного врача? Давай попросим, чтобы он осмотрел и меня тоже", "Ты бьешь Никиту, потому что обиделся на пего? Ты можешь сказать ему об этом, но бить другого человека нельзя". Слушая вас, малыш со временем сам научится анализировать СВОИ чувства и рассказывать о них.
Безусловно, лучшее средство научить ребенка контролировать свои эмоции - подавать ему достойный пример. Но увы, далеко не все нам дается сдерживать гневные вспышки. Если такое произошло, обязательно объясните малышу, что именно вызвало ваше раздражение. Если, с вашей точки зрения, вы были слишком резки, попросите у ребенка прощения, но не переборщите. Бурное покаяние лишь испугает малыша: чтобы чувствовать себя в безопасности, ребенку необходимо знать, что его родители всегда правы и знают, что делают. Даже если вы дали волю эмоциям, старайтесь контролировать свою речь. Избегайте грубых, оскорбительных слов, не обещайте того, что не собираетесь делать. Например, уйти и бросить малыша одного.
Хорошим и наглядным способом установления взаимопонимания эмоций друг друга является игровой прием - "светофор". Когда ребенок сильно возбужден, сердит, озлоблен, просто
говорите ему, что это - "красный свет". Потом, когда он немного приходит в себя, говорите: "уже желтый", а когда совсем спокоен - "а теперь зеленый", Желательно, чтобы малыш научился представлять себе настоящий светофор с переключающимися огоньками, тогда со временем он с помощью этого нехитрого приема сможет регулировать свои эмоции.
Кстати, если вы сами склонны к бурным проявлениям чувств, попросите малыша напоминать вам, когда впереди "загорается красный свет".
Когда чувства уже захлестнули малыша, успокоиться ему крайне сложно. Поэтому сделайте все. чтобы предотвратить вспышку. Если видите, что ребенок расстроен или перевозбужден и вот-вот расплачется, предложите ему сделать глубокий вдох и медленный выдох. Можно обставить это как игру: "А ну-ка давай надуемся как воздушные шарики. Интересно, в кого больше поместится воздуха? А теперь будем медленно-медленно выпускать из наших шариков воздух".
Если ребенок явно раздражен и сердится, попросите его крепко-крепко сжать кулаки, а потом постепенно расслабить ручки: "Ты такой сердитый. Ну-ка сожми кулачки, покажи, как сильно ты сердишься А еще сильнее можешь рассердиться?" Затем попросите кроху разжать пальцы и, наконец, раскрыть ладони и полностью расслабить руки. Ребенку старше пяти лет можно предложить такую игру: когда он начинает "заводиться, вы подаете ему упреждающий сигнал, например произносите: "Стоп".
Запретная зона: Как бы ни был малыш возбужден и расстроен, он не должен выходить за определенные рамки: выкрикивать грубые и оскорбительные слова; бить других детей или взрослых; ломать и портить вещи; причинять себе вред. Если такое происходит, обязательно остановите скандалиста и скажите спокойно, но очень твердо: "А ну-ка стоп, это уже никуда не годится". Будьте уверены, даже в состоянии крайнего возбуждения ребенок вас услышит и сможет контролировать свои поступки.
Однако было бы наивным предполагать, что маленький ребенок всегда сможет справиться со своими эмоциями. Если чувства захлестывают кроху и он плачет навзрыд, не пытайтесь с ним поговорить, а просто возьмите на руки и прижмите к себе. Иногда, если малыш настроен агрессивно, сделать это бывает довольно сложно. Не поддавайтесь чувству обиды и крепко держите его, если будет вырываться.
Если вам кажется, что маленький скандалист способен вас сейчас услышать, предложите ему покричать еще громче, чем он кричит сейчас, а потом, постепенно, все тише и тише, пока наконец он не перейдет на шепот и не успокоится. Можно испробовать такой метод: поставьте на стол песочные часы и скажите ребенку, что он может поплакать, пока песок перетекает из одной половинки в другую, -а потом должен успокоиться. Наблюдая за движением песчинок, кроха, скорее всего, перестанет плакать.
Для этой цели хорошо подходят так называемые песчаные картинки - двойной стеклянный экран, внутри которого пересыпается подкрашенный песок, образуя причудливые ландшафты.
Если ребенок склонен к демонстративному поведению и устраивает истерики "на публику" - падает на пол, топает ногами, швыряется вещами и т. д., -самое разумное оставить его на некоторое время в одиночестве.
Оказавшись без зрителей, маленькие манипуляторы очень быстро успокаиваются. Однако не допускайте, чтобы малыш чувствовал себя отвергнутым. Обязательно скажите: "Когда ты справишься с собой, можешь вернуться к нам, вот тоща и поговорим".
Читайте далее: Каждому возрасту своя кукла