Родители и дети
Родители и дети

Православные праздники и русская культура

Православные праздники... Многое ли знаем мы о них? Каким содержанием наполнены ныне для нас древние эти названия: Сретение, Успение, Крестовоздвижение, Богоявление и многие, многие другие? Задумываемся ли мы, отчего вот уже тысячу лет их смысл и красота, их поэзия влекут к себе сердца столь многих поколений русских людей? Почему эти события, повторяясь из года в год, на века вошли в плоть и кровь народа, стали живой частью его бытия, укоренились в его языке, в пословицах и песнях, сказаниях и легендах? И помним ли мы теперь, что именно по церковному календарю — святцам — из столетия в столетие обращался годовой календарный круг, в котором по вехам больших и малых праздников размеренно и мудро чередовались времена усиленных трудов и радостного отдыха, земных житейских забот и духовного делания? Что, сообразуясь с теми же самыми святцами, веками пахал и сеял, собирал урожай, копил, вникая в тайны природы, полезные приметы крестьянин-земледелец, извечный кормилец Отечества...

Всё вопросы, вопросы, и такие нелегкие для современного человека, оторванного от глубинных корней национальных традиций. Только теперь мы начинаем догадываться о непреходящем значении христианских праздников для культуры России: ее архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки.

Основные православные праздники (годовой круг праздников):

Рождество Богородицы
Введение во Храм
Благовещение
Рождество Христово
Сретение
Крещение
Преображение
Вход в Иерусалим
Воскресение (Пасха)
Вознесение
Троица
Успение
Крестовоздвижение

В самом деле, с первых дней Крещения Руси, приходя на праздник в храм, древние русичи попадали в мир осмысленной красоты, объединяемые все вместе гармонией церковной архитектуры, научаемые торжественным чтением священных книг, взволнованные дивными хоровыми напевами, увлеченные мерцающей в сиянии свечей и лампад прекрасной живописью, пораженные загадочными ликами икон в голубоватых клубах благоуханного кадильного дыма.

Все это уже для первых русских христиан оживало и обретало единый смысл в литургическом действе — богослужении с его неспешным обрядом, размеренным, связанным со словом величественным движением, символически осмысленными жестами и необыденными, драгоценными одеждами. И наверное, каждый из тех наших с вами далеких предков мог бы выразить свои впечатления словами современника-летописца: «Мы убо не можем забыти красоты тоя».

Богоматерь Тихвинская
Богоматерь Тихвинская
Темпера. 1680.
Музей древнерусской живописи им. А.Рублева.

Так тысячу с лишним лет назад начиналось подлинное, всенародное воспитание красотой. Праздничное церковное торжество навсегда осталось насыщенным многообразными эстетическими впечатлениями. Недаром выдающийся русский философ нашего столетия Павел Александрович Флоренский назвал его «синтезом искусств». Разумеется, красота здесь неотрывна от религиозного учения, от строгих моральных заветов, от постоянного обращения человека к вечным вопросам о смысле жизни и смерти.

Богоматерь Тихвинская. Фрагмент. Крестный ход
Богоматерь Тихвинская. Фрагмент. Праздничный крестный ход
Темпера. 1680.
Музей древнерусской живописи им. А.Рублева.

Став всенародным, церковный праздник не мог уместиться лишь в стенах храма. Торжественными процессами, крестными ходами выплеснулся он на городские площади и сельские улицы, продолжившись в народных гуляниях и ярмарках. Он вошел под домашний кров и стал живой приметой народного быта. В мельчайших частностях определял он когда-то наш семейный обиход — в одежде, в особых блюдах праздничных застолий, в подарках взрослым и детям, в украшении стен и углов русского жилища. Окрасившись народными представлениями и приметами, праздник породил игры, гадания, зазвучал по градам и весям России духовными стихами, рождественскими колядками, святочными, масленичными, троицкими песнями...

Целый пласт фольклора — устного народного творчества связан с церковным праздником, с той высокой, золотой пробы, украшенной словесным жемчугом и гранеными самоцветами образов старославянской поэзией, которая хранится под темными кожаными переплетами древних богослужебных книг и поныне вживе звучит под церковными сводами.

Праздниками этими вдохновлены многие стихотворения русских поэтов нового времени. И каких поэтов! Державин, Пушкин, Майков, Бунин, Цветаева, Пастернак — вот далеко не полный их список. И если обратиться к прозе, то перечень художников слова, захваченных этой стихией красоты, начавшись Гоголем, с его «Ночи перед Рождеством», быть может, и не закончится на удивительной книге И. Шмелева «Лето Господне» и гневно-трагическом «Пасхальном крестном ходе» А. Солженицына.

«Дивно украшена» русская земля удивительными деревянными и каменными храмами, вознесенными на зеленых ее холмах, глядевшимися в летнюю синеву ее рек и озер, торжественно устремленными своими главами в бездонную небесную лазурь. Даже малый остаток этого богатства составляет теперь славу нашей культуры. И как не вспомнить, что каждый храм посвящен какому-то событию из Евангелия, церковной истории или святому, то есть определенному празднику календарного круга. Названия церквей давали в старину имена селам и городам, посадам и слободам... И вряд ли есть у нас местность, где бы не нашлось село Покровское, Никольское, Успенское, Борисоглебское, Троицкое, Воскресенское, Рождественское, Преображенское или соответствующие им по названиям городские улицы, площади, переулки. Сама географическая карта России ясно свидетельствует о том, что значили эти события в жизни народа.

И кто теперь не знает, что вдохновенные творения русских церковных зодчих были украшены прекрасными стенными росписями — фресками, драгоценными по живописи иконами, что здесь хранились великолепно иллюстрированные миниатюрами или гравюрами книги, искусные изделия ювелиров и мастериц художественного шитья? Когда древнерусские летописцы желали похвалить создателя церкви за ее красоту,то писали просто и поэтично: «Украси ю(ее), яко невесту». Не будем забывать, что первые на Руси художники XI века — монахи Алипий и Григорий, и великие Андрей Рублев, Дионисий, и те, чьих имен мы сейчас не знаем,— все они трудились не для дворцов, не для картинных галерей или музеев, но только и исключительно для «красоты церковной». И радость, которую несло их искусство людям, тоже была частью праздника.

Уже с XVI столетия, и особенно в XVII веке, русские художники нередко изображали на иконах и фресках праздничные торжества, многолюдные шествия с почитаемыми иконами... Эта традиция была продолжена искусством нового времени. Художники XIX-ХХ веков, воспроизводя картины народного быта, обращались к теме праздника, к изображениям домашнего или монастырского праздничного обихода, крестных ходов, гуляний, ярмарок. Нередко здесь проявлялись критические настроения, показывалось несоответствие человеческих отношений высоким идеалам христианской религии. Однако у многих прекрасных мастеров кисти — Пукирева, Рябушкина, Кустодиева, Юона, Корина, Пластова — с теплым чувством отражена и радостно пережита поэзия праздника, его волнующая красота, подлинная его народность.

А музыка! От гениальных композиторов-анонимов русского средневековья до Бортнянского, Чайковского, Рахманинова, в творчестве которых значительное место занимали церковные сочинения, наша мысль невольно переходит к почти исчезнувшему ныне музыкальному искусству — праздничному колокольному звону, тоже составлявшему некогда славу и радование русской земли, тому самому «вечернему звону», который глубоко осмыслен и с восхищением воспет мыслителями и поэтами, прозаиками и композиторами России.

Среди годового круга праздников особо выделены двенадцать самых важных, которые празднуются с особой торжественностью и по своему числу издревле носят название «двунадесятых». В них вспоминаются в основном события из жизни Иисуса Христа и Богоматери. Как наиболее почитаемые, они получили самое разнообразное отражение в церковном и светском искусстве, в домашнем быту народа, в его обычаях и фольклоре. Как они праздновались и празднуются в храме и дома, что и как принято читать при этом и петь, чем потчевать гостей, произведения живописи, литературы, музыки, с ними связанные, все это составляет целый и для многих, увы, полузабытый или забытый вовсе слой национальной культуры.

Валерий Сергеев, 1990


Статья подготовлена по материалам сайта "Родительские истории". Предлагаем вам увлекательное знакомство с культурными, образовательными и воспитательными традициями, представленными в специальном разделе сайта.



Читайте далее: Праздник 29 февраля




Питание кормящей матери В период беременности нужно потреблять на 300-500 ккал в день больше, чем обычно. Точно также и во время грудного вскармливания...




© Family-tale.ru, 2010-2015. Сайт о родителях и детях.
Беременность и первый год малыша, здоровье матери и ребенка, проблемы воспитания и образования детей, детская безопасность, семейные истории, обмен опытом