|
Родители и дети
Скульптура по сюжетам сказокБытует мнение, что если детская скульптура похожа на взрослую - профессиональную, значит, она хорошая. Конечно, дети могут какое-то время успешно подражать взрослому искусству и даже достигать определенных успехов, но к творчеству этот путь не всегда ведет. А что, если попробовать пробудить в юном художнике свойственное ему творческое начало? Ведь ребенок десяти лет может увидеть и воплотить в образах скульптуры совершенно удивительные вещи. В чем же состоит задача педагога? Видимо, в том, чтобы указать самый короткий путь овладения материалом, идя по которому маленький скульптор сможет преобразовать богатейший мир фантазии в объемные образы. Кроме того, важно найти такие темы и задания, которые увлекут и заинтересуют ребят. Как показал опыт, самым верным ключиком к сердцу и воображению детей оказывается обращение к сказочным сюжетам. На первом занятии выполняется скульптура домашнего животного по выбору. Эта близкая детям тема позволяет понять основные принципы работы с глиной: на доске лепится плинт свободной формы, на него ставится и прочно прикрепляется кусок глины величиной с предполагаемую фигурку (не меньше 12 — 15 сантиметров). Намечается движение и вытягиваются из общего куска глины лапы, голова и хвост. Детали лепим тщательно, припоминая особенности формы, отличающие это животное от других. Важно с первого же задания вырабатывать критический взгляд на сделанное, умение искать и исправлять ошибки. Закончив работу, следует внимательно рассмотреть ее и проанализировать результат. Он порадует и учеников, и педагога: бесформенные кусочки глины превратились в трогательные существа, в которых можно было безошибочно узнать кошку, собаку или лошадку, обладающих своими, ни на кого не похожими характерами. И сколько было в классе маленьких скульпторов, столько возникло неповторимых образов. В следующих композициях немного усложняем задачу. Скульптура должна быть цельна по силуэту, но может быть забавна по содержанию и решению. В создании некоторых композиций могут быть трудности. Лепка фигур и предметов из цельного куска глины дает понимание, чувство работы с массивом скульптурного материала. Немаловажно и обучение грамотному подходу к работе и ее сохранности. Начать сказочную тему можно с композиции «Ворона и лисица». Сначала намечаем на плинте два разных по форме и размеру объема, из которых в дальнейшем вылепим лисицу и ель с сидящей вороной. Через движение постараемся передать характер лисы, которая может изогнуться в желании перехитрить ворону или прикинуться равнодушной и спокойной, как на нашей иллюстрации. Вариантов может быть много, ведь каждый автор представляет сценку и ее участников по-своему. Здесь важно не остановиться на полпути, а завершить работу, не боясь испортить. Глина позволяет исправить все неудачно сделанное. К заданию-сказке «Теремок» — подходим уже с некоторым багажом знаний. Сначала рассматриваем фотографии памятников древнерусской архитектуры, обращая особое внимание на резные наличники, шатры и башенки. Договариваемся, что наш теремок будет сказочной красоты. Он может состоять из одного объема или нескольких. И, самое главное, его нужно населить зверюшками, которые будут высовываться из окон и дверей. Справившись с «Теремком», переходим к лепке человеческих фигур в сказочных композициях. Можно начать со сказки «По щучьему велению» и вылепить Емелю на печи или со щукой в руках. Затем следует сказка «Гуси-лебеди», позволяющая подняться на новую ступень сложности и дающая много пластически интересных сюжетов: избушка на курьих ножках, дети, спрятавшиеся под яблоней или разговаривающие с печкой... Как же вылепить яблоню с летящими над ней птицами и сидящими под ее ветвями детьми? Выручит уже известный технический прием — возьмем большой кусок глины, вытянутый кверху, и из него вылепим все три «этажа» композиции — внизу фигурки детей, над ними яблоня, выше фигуры двух-трех гусей, которые опираются на яблоню, но раскинули крылья в полете. Если движение летящих птиц передано, то цель достигнута. В работе над сказочными и мифологическими композициями удобно прибегнуть к технике рельефа. Рельеф позволяет изобразить не только героев сказок, но и среду, в которой они действуют, ввести элементы пейзажа, интерьера. Например, в рельефе «Золотой петушок» ребята могут изобразить сказочный город, на фоне которого происходит действие. Как же вылепить рельеф? Для этого на доску размером 25х30 сантиметров налепим слой глины толщиной около сантиметра. Стеком выгладим поверхность и нарисуем на ней контуры героев сказки, пейзаж, архитектуру. Затем по рисунку, где необходимо, нанесем еще слой глины толщиной примерно в один сантиметр, так, что фон становится небом, а башенки города выступают вперед. Если на первом плане расположены фигуры, то набираем еще слой глины. Желательно, чтобы общая толщина рельефа не превышала трех сантиметров. Завершая работу, уточняем контур каждого персонажа, прорисовываем детали, придаем выразительные формы каждой части композиции. Закругляем башенки, прорабатываем фигурки так, чтобы все объемы смотрелись как реальные. Естественно, что задания по сказочным сюжетам — это только часть программы преподавания скульптуры в детской художественной школе, но именно они дают возможность создавать разнообразные, не очень сложные в техническом отношении бескаркасные композиции из глины. Е. Баранова, преподаватель скульптуры ДХШ Читайте далее: Что труднее рисовать? |
Первое упрямствоУчимся управлять эмоциямиКаждому возрасту своя куклаВесенние прогулкиГоворим ребенку «нет»Настоящие принцессыПутешествие в ЗазеркальеДайте ребенку время для бездельяСобираем ребёнка в бассейнЗанятие по лепкеСкульптура по сюжетам сказокЧто труднее рисовать?Вне семьи: депривационный синдромДетство гениев: Винсент-победитель из БрабантаПравославные праздники и русская культураПраздник 29 февраля
Сон беременных
Обычно во время беременности реже требуется смена положения во время сна. Но зачастую появляются и проблемы...
Популярные материалы:
Энтеробиоз - ребёнка едят острицы Неврологическое состояние малыша Послеродовая депрессия Сирийские и джунгарские хомяки |
|