Родители и дети
Родители и дети

Первое упрямство

Когда ваш ребенок полутора-двух лет внезапно начинает говорить "нет", "не хочу", "не буду", то это - признак нормального развития. Ребенок постепенно становится самостоятельным. Он замечает, что у него появляются собственные желания и стремление их реализовывать. Ребёнок примерно в это же время начинает использовать местоимение "я", и с этого момента начинаются его первые бурные конфликты с окружающим миром. Период первого упрямства - время испытания для родителей, а также бабушек, дедушек и близких ребенка.

Впоследствии взрослеющий ребенок будет каждые несколько лет проходить через периоды упрямства, но именно это первое проявление самосознания у малыша часто првоцирует родителей на некорректные, а то и просто жестокие методы подавления духа бунтарства. То, что проявляющий упрямство малыш в целом еще даже не в состоянии позаботится о себе, подталкивает мать и отца к навязыванию своей воли, к подавлению мнения ребенка любыми, в том числе и силовыми способами.

Важно помнить, что упрямство - неотъемлимый элемент нормального развития. Ребенок должен научиться сам справляться со своим упрямством. Контроль над эмоциями и побудительными импульсами - важная часть взросления, от умения осознавать собственные желания зависит многое в дальнейшем социальном развитии малыша. То, что ребенок может проявлять упрямство и капризничать по абсолютно идиотским с точки зрения родителей поводам, не должно смущать или расстраивать. В конце концов, даже мы, взрослые, подчас не в состоянии контролировать собственную психо-эмоциональную сферу, так почему же первые попытки малыша научиться это делать слишком часто приводят родителей в гнев или раздражение?

Упрямый малыш сопротивляется требованиям своих родителей не потому, что он "невоспитанный". Он вовсе не хочет вести себя плохо, и уж точно он не делает что-либо назло тем людям, которых любит больше всего на свете. Ребенка вынуждает на эксперименты пробуждающееся самосознание. Бессмысленность противопоставления себя родителям - в изначальной неконтролируемости пробуждения личности.

Так что же делать с этим маленьким упрямцем?

1. Нельзя наказывать ребенка за проявление упрямства, даже если оно кажется невероятно глупым и бестолковым.
Тирания со стороны родителей, воспитание слепого и молчаливого послушания - это путь к получению безвольного ребенка, не способного к самостоятельному принятию решений, а также закладка в поведение ребенка тех шаблонов, которые в дальнейшем легко превратят его в жертву травли, в изгоя. Зачастую подавленное упрямство прорывается в более старшем возрасте, и тогда неумение справляться с собственным упрямством оборачивается формами бунта против родителей, что в конечном счете может привести к плачевным последствиям, особенно когда срыв происходит уже в подростковом возрасте.

2. Нельзя следовать воле ребенка, соглашаясь со всем, что он хочет - лишь бы он не скандалил.
Парадоксально, но многие родители именно в столь раннем возрасте из самых лучших побуждений закладывают основы избалованности и капризности ребенка. Стремясь избавить себя от скандала, они идут навстречу даже самым невероятным капризам, и вместо тренировки самоконтроля ребенок учится манипулировать слезами и криками, стремясь получить желаемое любой ценой. Это закладывает предпосылки к сложностям в дальнейшем общении со сверстниками и в социальной адаптации.

3. На большинство проявлений упрямства ребенка можно не обращать внимания.
Это не значит, что родители должны молча игнорировать поступки и капризы ребенка. Разумная помощь ребенку в преодолении упрямства - это адекватное поведение родителей. На бессмысленное упрямство можно и нужно действительно не обращать внимания, но иногда, в подходящих ситуациях, нужно уметь пойти на компромисс, признав и приняв точку зрения ребенка. Первые ростки уверенности в себе формируются как раз в это время и прямо зависят от родителей ребенка.

4. Необходимо решительно пресекать потенциально опасные выходки, грозящие здоровью самого ребенка.
Сохранение спокойствия не должно превращаться в безалаберность и наплевательство. Важно оговорить некоторые ситуации, в которых работает "нельзя". Желательно спокойно и без гнева объяснять ребенку в каждом случае, почему именно нельзя, даже если вам кажется, что оно не в состоянии этого понять. Ребенок способен оценить интонацию и запомнить, что какие-то ситуации вызвают однозначно отрицательную реакцию родителей. Это сформирует у него первые основы представлений о правилах безопасности.

Если вашему ребенку исполнилось два-два с половиной года, а вы все еще не знаете, о чем идет речь в этой статье, возможно, вам следует проконсультироваться со специалистами. Дети, не проявляющие упрямства, нуждаются в оценке уровня развития. Апатия, отсутствие эмоциональных проявлений и выражения своей воли могут свидетельствовать как о проблемах психо- эмоционального развития, так и быть симптомами ряда заболеваний.



Читайте далее: Учимся управлять эмоциями




Занятие по лепкеОдна из важнейших сторон развития ребенка - развитие творческого мышления, часто обозначаемое как креативность (от английского creative)...




© Family-tale.ru, 2010-2021. Сайт о родителях и детях.
Беременность и первый год малыша, здоровье матери и ребенка, проблемы воспитания и образования детей, детская безопасность, семейные истории, обмен опытом