Родители и дети
Родители и дети

Каждому возрасту своя кукла

О чем может рассказать игра в куклы? Поиграйте в куклы с ребенком любого возраста - и вы узнаете, о чем он думает и как он развивается.

История кукол: Еще в первобытных пещерах находили предметы, которые били нужны ни дли охоты. ни дли поддержания огня в очаге, ни для земледелия. Это были маленькие фигурки людей и животных, вылепленные из глины или вырезанные из камня, кости. Самые первые куклы предназначались для ритуальных целей и выполняли функцию оберега, кукла в древности никогда не была замысловатой: первыми игрушками служили бытовые предметы.

Если это была девочка, то ей вручалась утварь и женские орудия уда (нитка, и юлка, прялка); если мальчик, его больше интересовали "мужские игрушки" - нож. лук и т.д. Традиционно куклы были женским атрибутом, и потому их созданием или дарением отмечались новые этапы в жизни девочки: рождение, взросление, переход в статус жены и хозяйки, ожидание и рождение собственного ребенка. С тех пор немногое изменилось, и куклы, как и прежде, растут вместе со своей владелицей.

"Современная игра в куклы очень хорошо отражает то, как изменяется ребенок - его потребности, его психика, моторика, социальные навыки. Поэтому игра с куклой исследования психологов, а метол, посредством которого они изучают растущую личность", - рассказывает детский психолог Ольга Наумова.

Каждому возрасту своя куклаЖенское дело: Когда в доме появляется девочка, ей уже чуть ли не на рождение дарят куклу. Хотя пока она ей совсем не нужна. Ролевые игры начнутся позже, к полутора-двум годам, и обязательно при участии мамы. Но с самых первых минут игры малыш ориентирован на исполнение роди взрослого, причем роди материнской. Именно поэтому куклы считаются девчачьей прерогативой - ведь при укачивании, кормлении, переодевании "дяди" маленький человечек воспроизводит матери некие действия, полагается на стереотипы женского поведения. Он делает с куклой все то, что с ним самим делает его мама.

"На самом деле в куклы можно и даже нужно играть и маленькому мальчику. Ведь до трех лет ребенок любою пода очень тесно связан именно с матерью, именно она является для него целой вселенной. Его вылазки во внешний мир еще кратки и эпизодичны. Поэтому нет ничего плохого в том, что двухгодовалый пацан просит куклу, коляску и прочие "бабские" игрушки. Для него манипуляция с куклой - не только отражение привязанности к маме, но и способ освоить массу полезных навыков, отработать нравственные модели поведения, возможность оценить распределение ролей в современном обществе", - уверена Ольга Наумова.

Мальчики, кстати, наделяют кукол новыми ролями. Конечно, пластмассовое чудо с локонами сюжетно предопределяет характер ролевой игры ребенка, но в руках мальчишки "принцесса" может на время стать пожарным, спасателем, летчиком. Впрочем, чаше эти профессии осваивают плюшевые медведи и другие мягкие игрушки.

Материнский опыт: "Дочке дарили очень много кукол, но любимой стала та, которую мы сделали вместе. Просто однажды малышка заболела, и я уже не могла придумать, чем бы таким еще развлечь сидящего дома ребенка. Из пучка шерстяных ниток, веревочек, лоскутков и скотча я (при активном дочкином участии) смастерила ей "подружку", которая "должна помочь выздороветь". Удивительно, но Машенька действительно быстро пошла на поправку. А неказистая куколка стала для нее своеобразным талисманом. Дочка может забыть про нее на время, но, стоит ей занедужить, непременно просит ее к себе в постель"

Каждому возрасту - своя кукла

1-2 года. Игры в этом возрасте достаточно жестоки. Дети срывают с кукол одежду, бросают ее и саму куклу в сторону, как самый обычный предмет. Ребенку безразлично, как он держит игрушку - хоть за волосы, хоть за ногу; осознание того, что перед ним игрушка особая, приходит не сразу. Маленький ребенок часто выглядит бесчувственным и жестоким. Но происходит это оттого, что в своих действиях и суждениях он руководствуете только собственным, крайне небольшим опытом, поэтому не в состоянии принимать в расчет чувства и мнения других людей. Именно игра учит малышей становиться на место другого, пусть даже этот другой - кукла.

Именно игра учит малышей становиться на место другого, пусть даже этот другой - кукла. Кукле может быть больно, страшно, она может плакать - и все это в воображении маленькой хозяйки. Даже играя с куклой в одиночку, ребенок учится координировать свои действия в роли партнера, учитывать разные точки зрения и анализировать поведение - свое и других людей.

3-4 года. Любимое занятие - купание и пеленание кукол. Предпочтение отлается маленьким игрушкам (пупсам) или куклам, напоминающим грудных младенцев. Совсем необязательно покупать чрезмерно сложные, дорогие и максимально похожие на живых детей игрушки, способные "пить", "писать", плакать": все кукольные функции девочка домыслит сама и сама же их озвучит.

4-5 лет Девочки начинают мечтать о кукле, у них появляются любимые и нелюбимые игрушки. Куклы для детей этого возраста должны напоминать маленьких девочек, настоящих красавиц, принцесс, а не несмышленых малышей. Девочка к этому возрасту уже идентифицирует себя с собственным полом, к тому же у нес появляется идеал женской красоты, выработанный под воздействием мнения взрослых и подружек, чтения книг, просмотров фильмов и телерекламы.

Если же кукла символизирует младенца, то девочка будет одевать ее в собственные ползунки и распашонки. В это время у кукол появляются имена. Причем к этому процессу девочки подходят очень серьезно, выбирая иногда очень смешные, с точки зрения взрослых, прозвища. И даже если у "подружки" уже есть имя "от рождения" (например, та же Барби), она обязательно будет переименована.

5-7 летКукла становится объектом эксперимента: ей накладывают макияж, делают прически, ее "лечат" указами и операциями "понарошку", а иногда и разбирают на части, пытаясь понять, как она устроена (этим отличаются в большей степени мальчики, поскольку девочки идентифицируют себя со своей куклой и увидеть ее "внутренности" для них большой шок). Поэтому в этом возрасте девочкам можно покупать специальные куклы -манекены, предназначенные для разного рода манипуляций: их можно собрать, разобрать, причесать, постричь, накрасить, наложить им повязку, полечить зубы и т. п.

Роли и исполнители: Переход от простых манипуляций с игрушками к сложным ролевым играм происходит в 3 года. Главный показатель - малыш начинает говорить от лица куклы, действовать ею как самостоятельным игроком. Девочка может разыгрывать с ней стенки, подсмотренные дома И на улице, а мальчик для этой же цели выберет машинку, "которая потерялась и ищет свою маму". В этом возрасте дети начинают охотно играть друг с другом. Сначала такие игры выглядят как подсматривание и повторение друг за другом разных действий.


Затем возникают конкретные игровые ситуации: один из детей проявляет инициативу и организует остальных на совместную игру, распределяя роли. У детей с 3 лет популярна игра "дочки-матери", в которой кукла или мишка может выполнять роль сына или дочки. Причем играют всерьез: если мишка брата "обидит" куклу сестры, лети могут сильно поссориться. Все потому, что кукла для ребенка - живое существо, наделенное душой, способное чувствовать и переживать.

В возрасте 3-5 лет малыш может придумать сюжет даже и без подходящих декораций. И все-таки лучше, если в его распоряжении будут не только сами куклы, но и аксессуары к ним: домики и коляски, кукольная посуда и мебель, наряды и т. п. Тогда же дети начинают усложнять сюжеты, - например, разыгрывают сцепки из сказок в виде маленьких спектаклей.

Подходящим подарком малышам в этом возрасте станут куклы, действия которых можно контролировать, - пальчиковые, куклы-перчатки (бибабо), марионетки. Играя с ними, малыш не только разовьет моторику, но и научится управлять своим поведением, контролировать собственные действия.

Материнский опыт: "Когда игрушки уже не вмещались в комнату, мы поняли: надо что-то делать. Посмотрели, с какими игрушками дочка не играла пару дней, - и убирали их на антресоли. А потом доставали "хорошо забытое старое", и дочка радовалась этим игрушкам как новым. Единственное, что остается неизменным в детской - любимая кукла. Ее не получится спрятать подальше: дочка сразу заметит ее отсутствие, хоть и не играет с ней ежедневно".



Читайте далее: Весенние прогулки




Занятие по лепкеОдна из важнейших сторон развития ребенка - развитие творческого мышления, часто обозначаемое как креативность (от английского creative)...




© Family-tale.ru, 2010-2021. Сайт о родителях и детях.
Беременность и первый год малыша, здоровье матери и ребенка, проблемы воспитания и образования детей, детская безопасность, семейные истории, обмен опытом