|
Родители и дети
Дайте ребенку время для бездельяОдним из расхожих родительских штампов, укоренившемся в массовом сознании в эпоху советского "золотого" десятилетия семидесятых годов двадцатого века, является идея о том, что ребенок должен быть так занят в различных секциях, кружках и дополнительных школах, чтобы ни на что другое времени у него уже не оставалось. Логика такого родительского радения за дополнительное образование очевидна - во-первых, ребенок все время под присмотром, во-вторых, учится чему-либо, что не может не пригодится в жизни, в-третьих, времени на самовольство и хулиганство у любимого чада действительно не остается, и ребенок производит внешнее впечатление прилежности, занятости и развитости. Все это приятно льстит родительскому тщеславию, а заодно позволяет "набирать очки" в некоем негласном соревновании мам, пап, а также бабушек и дедушек. Взрослые часто не придают значения тому, что их чадо не готово не только сформулировать свои желания, но и выразить словами свои чувства, эмоции. Затаскивая ребенка в дополнительную школу с благими намерениями развить его интеллект, творческое начало и какие-то специальные способности, родители втолковывают сыну или дочке всевозможные правильности, которые дети не способны парировать, против которых не могут возразить, и с которыми большинство смиряется, хотя это и противоречит их внутренним побуждениям. Между тем, в самой идее "максимального использования" времени скрыта та проблема, что у ребенка не остается ни минуты на себя, на свои размышления, на самоанализ и саморазвитие личности. Размышления требуют времени, спокойствия, настроения, а именно этого часто лишены развитые в образовательном плане дети. Усваивая колоссальный объем информации и овладевая профессиональными навыками, дети не успевают остаться наедине с собой, отдохнуть и переработать впечатления на подсознательном уровне. Большинство из сильно занятых детей даже не умеет думать о себе - социальный и родительский пресс внушает им некие общие постулаты, но на осознание собственной индивидуальности у них не хватает ни времени, ни сил. В результате дети усваивают бездну специальных знаний, учатся самоконтролю и социальной мимикрии, добиваются определенных успехов в профессиональном плане, чем обеспечивают себе ранний старт в карьерной гонке, но оказываются неустойчивыми в самовосприятии, в представлениях о самих себе. Современные программы личностного роста помешаны на "уверенности в себе". Эта пресловутая уверенность многими воспринимается как краеугольный камень успешности личности в социальном и даже финансовом аспекте, и с этим отдельно можно спорить. Однако мало кто рассматривает неуверенность как следствие недостатка времени на самоанализ в пору младшей и средней школы. Уже выросшие физически, невероятно эрудированные и умные дети вдруг обнаруживают, что не успели обрести нечто фундаментально важное - понимание самих себя. Они бросаются наверстывать упущенное, следуя неоднозначным рекомендациям модных книг. Эта сознательная работа над собой сводится к усвоению легких поведенческих паттернов, которые опять же могут идти вразрез с психологическими особенностями конкретной личности. Уверенность вырастает из понимания собственного места в мире, принятия своей индивидуальности, и для такой уверенности мало четкого голоса и фальшивой бодрости. Чужая "маска" не налезает, а своя естественная так и осталась с инфантильными чертами младшего школьника. Приходится тратить время на рассматривание себя в мысленном зеркале: кто это человек, чего он хочет, что любит, о чем думает? И не так уж редко можно наблюдать эффект краха всех достижений детства, когда уже взрослые люди приходят к пониманию своих желаний, талантов, устремлений, и отбрасывают накопленный опыт, каким бы успешным он ни был. Родители могут помочь ребенку познать себя самым простейшим образом. Позволив ему время от времени бездельничать, валяясь на кровати, полу, траве. И не раз в год, потому что бабушка заболела, а регулярно, хотя и не по расписанию. Любая система физических упражнений начинается с умения расслабляться. Любые системы аутотренинга и ментального контроля посвящают немало страниц своих трудов практике отдыха и расслабления. Цикличность "нагрузок-расслаблений" характерна для всей нашей жизни, и отдых - важная потребность как для нашего организма, так и для интеллекта, сознания. Полноценно расслабляться непосредственно в школе, на перемене или после занятий, могут лишь единицы (и это часто серьёзная проблема, а не плюс). Подавляющему большинству детей необходимо покинуть пространство, связанное со стрессами, расписанием, психологическим давлением, унижением и постоянным контактом с десятками других людей. Занятия после школы приводят к тому, что после завершения одних уроков дневной круг беготни и напряжения продолжается, и мысли ребенка перемещаются к другим урокам. Временем отдыха не становится и вечер - ведь надо сделать домашку. А потом приходит время ложиться спать, и со звонком будильника всё повторяется. Можно, конечно, учить ребенка основам йоги и ментальным тренировкам, где уделяется много внимания отдыху. Если это обучение проводится опытным наставником, а не мамой по книжке, то оно, несомненно, принесет ребенку только пользу, но и это тоже - учеба, а любое занятие, пусть даже и посвященное Шавасане (то есть расслабленной позе трупа) - занятие. Очень важно, чтобы у ребенка было время, не занятое ничем. Периодическое безделье, ленивое валяние на кровати, расслабленное ничегонеделание - нужны каждому ребенку. И под бездельем я имею в виду именно безделье - не просмотр телепередачи или фильма, не чтение книги, не болтовню по телефону, не компьютерную игру. Безделье - это отсутствие того, на чем сконцентрируются органы чувств, чем будет извне загружен мозг. А свобода мышления детского разума - важная потребность для его гармоничного развития. Именно в период исключения из мыслей напряженных потоков, связанных с давлением необходимостей, происходит свободное и отвлеченное познание мира и себя в нем. Расслабление ведёт к своеобразному очищению сознания, стиранию из мыслей негативных воспоминаний и переживаний. А пустота заполняется размышлениями о будущем, фантазиями, несбыточными мечтами. Причем все это приходят к детям без побуждений со стороны книг или рекламы на курсах "стань хоть кем-нибудь", это самый естественный процесс мышления, ценность которого - в непосредственности и индивидуальности. Волшебные королевства или фантастические корабли, о которых мечтает ребенок-бездельник, становятся своего рода декорацией, в которых обязательно разыгрываются различные сюжеты, и вот в этих сюжетах, сценариях, воображаемых диалогах проявляются разные черты личности ребенка, над которыми он несознательно, но работает в позитивном ключе - путем превращения себя в героя или умника, в волшебницу или королеву. Мысленная и незаметная игра создает внутренние установки, которые начинают определять поведение ребенка в реальности. В мысленных играх дети часто обращаются к тем предметам и вещам, что их действительно интересуют, и тем закрепляют интерес. Некоторые дети "балуются" мыслями, вычитанными из книг, подчас весьма любопытно их переиначивая. Необязательные и "пустые" мысли в безделье и наедине с собой развивают самосознание ребенка, дают ему чувство свободы и удовольствие от самого процесса мышления. Обязательность и невероятный объём уроков в школе часто напрочь губят восприятие умственных усилий как чего-то позитивного, приятного, необходимого. Островки безделья и свободных размышлений помогают детям воспринимать интеллект не как средство сдачи экзаменов, а как инструмент познания себя, других, мира. А развитое самосознание становится "двигателем" роста в любой профессиональной области и духовной сфере. Дайте ребенку побездельничать. Безделье развивает. Любовь Анисимова, детский психолог Почитать о практике отдыха и расслабления в йоге, аутотренинговых программах и курсах ментальных тренировок можно на сайте: Спаритуал: красота, здоровье, гармония Представленные рекомендации несут самую общую информацию в доступном формате, однако каждому последователю той или иной системы следует побездельничать и подумать о том, что ему подходит, на что он готов, к чему он стремится. Современные темпы жизни диктуют такие напряжения и стрессы, что иногда простое безделье способствует нормализации самочувствия и хорошему настроению и у взрослых, причем без всяких там сложных поз и практик. Читайте далее: Собираем ребёнка в бассейн |
Первое упрямствоУчимся управлять эмоциямиКаждому возрасту своя куклаВесенние прогулкиГоворим ребенку «нет»Настоящие принцессыПутешествие в ЗазеркальеДайте ребенку время для бездельяСобираем ребёнка в бассейнЗанятие по лепкеСкульптура по сюжетам сказокЧто труднее рисовать?Вне семьи: депривационный синдромДетство гениев: Винсент-победитель из БрабантаПравославные праздники и русская культураПраздник 29 февраля
Сон беременных
Обычно во время беременности реже требуется смена положения во время сна. Но зачастую появляются и проблемы...
Популярные материалы:
Энтеробиоз - ребёнка едят острицы Неврологическое состояние малыша Послеродовая депрессия Сирийские и джунгарские хомяки |
|