Родители и дети
Родители и дети

Как справится со страхом

Страх - естественная и физиологическая реакция организма на неожиданные и угрожающие обстоятельства. Страх присущ всем животным, это один из факторов выживания биологического вида, позволяющий различным существам преодолевать те или иные обстоятельства. Абсолютно бесстрашных людей не бывает, каждый из нас так или иначе испытывает страхи разного рода. И как бы мы ни хотели оградить ребенка от бед, он будет испытывать страх, и для малыша не так уж важно, испугается он неожиданно упавшей на него плюшевой игрушки или окажется под летящим с крыши кирпичом. Испуг не всегда пропорционален угрозе и степени опасности. Страх и стремление уйти от опасной ситуации - нормальны, бороться с проявлениями страха у детей не нужно. Нужно последовательно учить их справляться со страхом и не допускать, чтобы детские испуги закладывались глубоко и на долгие годы вперед, перерастая в фобии, навязчивые состояния и тому подобное.

Никогда так не нуждается ребенок в отце или матери, как в то время, когда его охватывает страх, когда он жалуется на то, что боится чего-либо или кого-либо. И никогда не действуют родители настолько неразумно, как в тот момент, когда на страхи ребенка они отвечают "глупость", "чепуха", "ерунда". Ещё хуже, когда родители в ответ на признание в том, что ему страшно, обвиняют ребёнка в трусости, слабости, неумении справиться со столь пустяковой проблемой.

Родителям следует в любых ситуациях испуга малыша проявить ласку, успокоить ребенка, привести его мир в безопасное и спокойное состоянии, и лишь потом можно попробовать обсудить, что произошло. Худший вариант - оставлять ребенка наедине со страхом, заставляя его "быть храбрым". Не надо пытаться повторить травмирующую психику ситуацию, даже если с вашей точки зрения она абсолютно безопасна.

Ребенку требуется в первую очередь защита, родители должны дать ему укрытие, приласкать его и поддержать. Младенца нужно взять на руки, погладить, утешить. Для дошкольников хорошо работает "принцип переключения" - сразу после пережитого испуга ребенку можно предложить лакомства или покупку небольшой игрушки. Многие родители опасаются, что такое поведение будет учить малыша манипуляциям и капризам, но если вы положитесь на свое родительское чувство меры, такого не произойдет. Зато ребенок будет уверен в том, что родители придут ему на помощь.

Школьников можно отвлечь от страха возможностью просмотра фильма или разрешением поиграть в компьютерную игру. Помогают и спокойные, немного отстраненные обсуждения стуации, вызвавшей страх. Не следует демонстрировать школьникам свое юмористическое восприятие даже смешных ситуаций. Большинство детей среднего возраста и тинейджеров критично воспринимают самое себя и не способны посмеяться над собой (что хорошо помогает иногда умным взрослым). Насмешки лишь укоренят страх и чувство подавленности.

Повторные приступы испуга могут возникать спонтанно и даже выглядеть как предвестники панической атаки - у ребенка испуг проявляется частым дыханием и ускоренным сердцебиением. Дети пытаются убежать, спрятаться (попытка спастись, активное восприятие страха), некоторые, наоборот, замирают и становятся вяло-апатичными (чувство безнадёжности сопротивления, пассивное восприятие страха).

В ситуациях, когда объектом переноса страха стали некие вымышленные чудовища, обитающие в тёмных углах, ребенку может помочь справится со страхом активное и совместное с родителями противостояние монстрам. Избавление от страха может и должно происходить в виде игры. Приготовьте оружие, соберитесь в поход, позвольте ребенку самому придумать сценарий изгнания чудовища и реализуйте его. Это не потакание детским капризам, и не "глупая театральность" (как говорят иные мамы), это действенный и простой способ научить ребенка самостоятельной работе по преодолению страха. Вы демонстрируете ему, что состоявшийся перенос страха на какой-либо объект может быть преодолен с помощью того же приёма - надо просто дописать страшную сказку до счастливого конца.

Кстати, игры в театр могут очень помочь родителям понять, что именно вызвало обусловленный или внушенный страх у ребенка. Разыгрывание сценок с куклами, роботами, плюшевыми игрушками, представление тех или иных ситуаций может ярко продемонстрировать, когда и при каких обстоятельствах малыш стал испытывать страх перед теми или иными людьми, предметами, местами. Следует обратить внимание на то, что именно ребенок говорит от имени своих персонажей и какие модели поведения демонстрирует.

Помогают справиться со страхом приёмы визуализации чудовища. Попросите ребенка нарисовать объект страха. Иногда увлеченные дети охотно переносят свой страх со всех в мире собак на одну конкретную нарисованную собаку. А её можно спрятать в надёжное место и тогда, зная, что она заперта и не может набросится из-за угла, ребенок успокоится и перестанет переживать, услышав "гав" откуда-нибудь из-за угла. Но не следует уничтожать рисунки монстров. Ребенку ничего не стоит придумать новое чудовище.

Детский рисунок монстра

Иногда за смешными и нелепыми страхами детей прячутся реальные угрозы и опасности. И лучшим способом преодоления страха в этом случае станет немеленное вмешательство родителей в ситуацию и устранение причин страха. Для того, чтобы разобраться в происходящем, следует прислушиваться к рассказам ребенка и верить ему. Далеко не все в даже откровенно фантастических историях детей оказывается вымыслом.

Страхи перед городским движением или определенными людьми (клоунов, например, вопреки расходим представлениям, боятся очень многие дети) могут быть преодолены лишь в совместной с родителями и подчас достаточно продолжительной работы. Планомерное внушение ребенку уверенности в себе и в защите любящих родителей способно побороть любой навязчивый страх.

А.И.Ивочкин, специально для family-tale.ru, 2012
Рисунок: ТимАУс, 8 лет (задание: нарисуй то, что испугает других детей)



Читайте далее: Малыш на кухне




Питание кормящей матери В период беременности нужно потреблять на 300-500 ккал в день больше, чем обычно. Точно также и во время грудного вскармливания...




© Family-tale.ru, 2010-2021. Сайт о родителях и детях.
Беременность и первый год малыша, здоровье матери и ребенка, проблемы воспитания и образования детей, детская безопасность, семейные истории, обмен опытом